Художественная открытка, почтовая карточка уже давно вызывает интерес исследователей и коллекционеров как произведение изобразительного искусства и как средство коммуникации. Филокартии посвящены научные исследования и художественные альбомы. Однако нелегальная, изготовленная кустарным способом фотооткрытка, бытовавшая на территории СССР, в советское время могла являться предметом внимания разве что правоохранительных органов, поскольку ее производство и продажа считались незаконной коммерческой деятельностью.
Фотография, позволявшая практически бесконтрольно тиражировать изобразительную продукцию и получать необлагаемую налогами прибыль, всегда была привлекательна для индивидуальной коммерческой деятельности. Но производство открыток, как и всякой печатной продукции, должно было быть одобрено еще и цензурой, а спросом пользовались преимущественно такие сюжеты, которые не являлись "идеологически выдержанными". Нелегальная фотографическая открытка не имела на обороте ни сведений об издателе, ни адресной сетки, ни цензурных знаков. Предназначалась она для вручения лично в руки или пересылки в конверте, распространялась, как правило, "инвалидами" (чаще всего глухонемми) или детьми в местах большого скопления народа: на базарах, вокзалах, в поездах, у кинотеатров.
Вызванная к жизни исключительно потребностью покупателя, кустарная открытка наиболее точно отражает и эстетические вкусы, и жизненные идеалы большой части населения СССР в послевоенное время. Несмотря на многолетнее засилье официальной пропаганды идеалов социализма и коммунизма, наиболее привлекательными оставались личное счастье, основанное на взаимной любви мужчины и женщины, имущественный достаток. Производилась и распространялась продукция кустарей-фотографов в основном в городах, но большинство жителей городов в тот период составляли недавние выходцы из деревни. Кроме того, в послевоенные годы и семилетка считалась достаточно высоким уровнем образования. Именно люди с начальным или неполным средним образованием и являлись основными покупателями кустарной фотографической продукции.
Несмотря на то, что нелегальная открытка была отпечатана зачастую неаккуратно, бумага и краски для ее изготовления использовались самые дешевые, цветные картинки с текстами широко бытовали не только как подарок на память, но и как украшение нищенских интерьеров бараков и коммуналок. Изобразительные сюжеты и сопровождавшие их тексты воспринимались достаточно серьезно, считались малограмотной частью населения достойными образцами изобразительного искусства и поэзии.
Стремясь разнообразить ассортимент своей продукции, кустари использовали для копирования самые разные образцы. Среди изобразительных сюжетов нелегальной фотооткрытки можно встретить заимствованные из почтовых карточек, изданных до 1917 года, из официальной продукции советских издательств. Но, пожалуй, самое большое внимание уделялось европейской открытке 40-х годов, проникшей за "железный занавес" в виде военных мини-трофеев. В качестве текстов к изобразительным сюжетам использовались и надписи с русских дореволюционных почтовых карточек, и многочисленные образцы самодеятельной альбомной поэзии, и цитаты из популярных песен.
От простого копирования и грубого раскрашивания созданных в свое время профессионалами образцов фотографы-кустари постепенно переходили к самодеятельному творчеству, используя фотомонтаж, дополняя фотографический сюжет рисованным орнаментом из цветов, изображением таких символов счастья и благополучия, как подковы, голуби, якоря, бокалы с вином. Взяв за образцы продукты массовой культуры, при чем массовой культуры разных стран и достаточно большого временного периода, они еще более упрощали их, приспосабливали к местным национальным особенностям и социальным условиям. Все это, дополненное самодеятельными текстами, делало нелегальную фотооткрытку своеобразным и уникальным явлением культуры.
У культурологов еще не сформирован термин для обозначения культурных явлений, которые не являются продукцией профессионалов и в то же время не имеют глубоких национальных корней. Фольклористы же называют культурный пласт, не относящийся ни к профессиональному искусству, ни к подлинному фольклору, - "третьей" или "промежуточной" культурой, относя к нему частушку, альбомную поэзию, городской романс и многое другое. К явлениям этого порядка можно причислить и нелегальную фотографическую открытку, бытовавшую в СССР в послевоенный период.
На выставке представлены фотографические открытки из собрания нижегородского коллекционера-исследователя Л.Л. Крайнова-Рытова, переданных в дар Музею Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, образцы европейских и русских открыток, служивших прототипами для фотографов-кустарей, девичьи альбомы 30-50 гг. ХХ в. из архива фольклорного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
В каталоге открытки без указания размеров воспроизведены в натуральную величину.
По материалам сайта Музея ННГУ.